Чукчи

Прибрежные чукчиЧисленность — 15 184 человека (по данным на 2001 год)
На территории парка проживают в Энурмино, Инчоуне, Уэлене, Лаврентия, Лорино, Янракынноте.
Название народа происходит от самоназвания тундровых чукчей чаучу, чавча-выт — «богатый оленями». Береговые чукчи называли себя анк’альыт — «морской народ» или рам’аглыт — «прибрежные жители».
Выделяя себя из числа других племен, употребляют самоназвание лыо’равэтлян — «настоящие люди».
Письменность с 1931 г. существует на латинской, а с 1936 г. — на русской графической основе.

Чукчи — древнейшие обитатели континентальных областей крайнего северо-востока Сибири, носители внутриматериковой культуры охотников на диких оленей и рыбаков. По роду занятий чукчи подразделялись на «оленных» (кочевых, но продолжающих охотиться), «сидячих» (оседлых, имеющих небольшое количество прирученных оленей, охотников на диких оленей и морских животных) и «пеших» (оседлых охотников на морского зверя и диких оленей, не имеющих оленей). Издавна сложилось два типа хозяйства. Основу одного составляло оленеводство, другого — морской зверобойный промысел. Рыболовство, охота и собирательство носили вспомогательный характер.

Лыжи-снегоступыУ кочевых и оседлых чукчей развились кустарные ремесла. Женщины выделывали мех, шили одежду и обувь, плели сумки из волокон кипрея и дикой ржи, делали мозаику из меха и тюленьей кожи, вышивали подшейным волосом оленя, бисером. Мужчины обрабатывали и художественно резали кость и моржовый клык Основным средством передвижения по санному пути были олени, запряженные в нарты нескольких видов: для перевозки груза, посуды, детей (кибитка), жердей остова яранги. По снегу и льду ходили на лыжах-«снегоступах»; по морю — на одноместных и многоместных байдарах и вельботах.

Яранга оленеводовСтойбища кочевых чукчей насчитывали до 10 яранг и были вытянуты с запада на восток. Яранга — шатер в виде усеченного конуса высотой в центре от 3,5 до 4,7 м и диаметром от 5,7 до 7 — 8 м. Оседлые чукчи жили в поселках. На общих участках селилось несколько родственных общин, каждая из которых размещалась в отдельной полуземлянке. Кочевые чукчи жили на стойбище, также состоящем из нескольких патриархальных общин. Каждая община включала две—четыре семьи и занимала отдельную ярангу.

Чукотские торбосаОдежда и обувь тундровых и береговых чукчей не имели существенных различий и были почти идентичны эскимосским. Зимнюю одежду шили из двух слоев оленьих шкур мехом внутрь и наружу. Береговые также использовали прочную, эластичную, практически непромокаемую кожу тюленей для пошива штанов и весенне-летней обуви; из кишок моржа делали плащи и камлейки.

Традиционная пища тундровых людей — оленина, береговых — мясо и жир морских животных. В сыром и вареном виде едят мясо белухи и серого кита, а также их кожу со слоем жира. В северных и южных районах Чукотки большое место в рационе занимают кета, хариус, навага, нерка, камбала. Многие чукчи-оленеводы вялят, засаливают, коптят рыбу, солят икру. Оленные и береговые чукчи традиционно употребляли в пищу много дикорастущих трав, корней, ягод, морской капусты. Листья карликовой ивы, щавель, съедобные корни замораживали, квасили, смешивали с жиром, кровью.

Бубен (ярар)Основные праздники были связаны с хозяйственными циклами. У оленных — с осенним и зимним забоем оленей, отелом, откочевкой стада на летние пастбища и возвращением. Праздники береговых чукчей близки эскимосским: весной — праздник байдары по случаю первого выхода в море; летом — праздник голов по случаю окончания охоты на тюленей; осенью — праздник хозяина морских животных. Все праздники сопровождали состязания в беге, борьбе, стрельбе, подпрыгивании на шкуре моржа (прообраз батута), в гонках на оленях и собаках, танцы, игра на бубнах, пантомима. Бубен (ярар) — круглый, с рукояткой на обечайке (у береговых) или крестовидной держалкой на тыльной стороне (у тундровых). Ярар являлся семейной святыней, его звучание символизировало «голос очага».

Морским зверобойным промыслом заняты жители поселков восточного побережья Чукотки. Культурные различия тундровых и береговых чукчей стираются. Расширяются контакты с русскими и другими народами, растет число смешанных браков. В национальных селах до восьмого класса изучают чукотский язык, но в целом национальной системы образования нет.